Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]
Куклы к праздникам [5]
Кукольные мастера (грунтованный текстиль) [5]
Текстильные куклы мира [7]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас гость | RSS


тм ВЕлены


Суббота, 31.07.2021, 03:46

Артельная кукла

Артельные куклы – это особенный вид декоративно-прикладного искусства. Таких малышек делали в Московской области в 30-х-40-х годах прошлого века. Каждая кукла одета в традиционный костюм и сделана в единственном экземпляре. Это больше, чем просто игрушка. Она отражает особенности народного костюма, традиции разных уголков России и, конечно, характер своего создателя.
Артельная куколка воплощает секреты советского кустарного производства. На основе неё можно изучить подлинные работы московских артелей игрушки, почти не оставшимися в России, так как большая часть их создавалась как сувенир, и осела в частных коллекциях Европы и США.

Артелей, выпускающих игрушки в послереволюционной стране стало появляться много. Многие просто продолжили свою работу. Дымковская игрушка, резные деревянные выпускали и при царе. Для многих губерний были характерны мотанки.
Артельные куклы выпускались артелью «Всекохудожник» для магазинов «Торгсина» (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами) в 1930-е годы. По некоторым сведениям, куклы продавались исключительно за валюту, поэтому подавляющему большинству советских людей были недоступны. Это были именно те куклы что отправлялись на экспорт. Коллекционирование этих советских кукол было очень распространено в США, где в 30-40-е годы были выпущены каталоги с описаниями и названиями этих торгсиновских кукол с указанием их аукционных цен. По высоте куклы изготавливали от 8-сантиметровых до 40 с лишним см.

Лица самых маленьких куколок выполнены из композита, больших кукол — из фильдеперса (шелковая чулочная ткань). Лица профессионально расписаны художниками. Лапти маленьких куколок связаны из ниток, у больших сплетены из лыка. Сапоги небольших кукол вырезаны из дерева, у больших сшиты из ткани и кожи. Ткани — ситец, фланель, мешковина, шелк, шерсть. Самые большие куклы имеют украшения в виде стразов, бус и сережек из искусственного жемчуга, рубки и бисера.
Детали костюмов тщательно проработаны, у больших кукол костюмы точно соответствуют национальным костюмам народов СССР. У каждой куколки пришит ярлык с номером, надписью «Made in USSR» или «Made in Russia». Иногда на ярлыке писали название куклы. Считается, такие ярлыки на русском языке достаточно редки.

Примечательна история появления и деятельности «Всекохудожника».
Бурные события начала ХХ века нашли свое отражение не только в политике и общественной жизни. Среди многочисленных творческих групп, существовавших в Москве в 1920-е годы, выделялась группа художников, собиравшихся в районе Нижней Масловки. Это было что-то наподобие клуба по интересам — или, как сегодня принято говорить, мастер-классов. Именитые мастера, среди которых были и такие уже известные как Кустодиев, Васнецов — а позже и Дейнека — творили сами и охотно обучали основам искусства других.
В 1928 году этот своеобразный клуб получил формальный статус и стал именоваться «Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств» — или, как было модно в то время повального увлечения всевозможными аббревиатурами, «Всекохудожник».
Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» происходит реконструкция художественных организаций — распущены мелкие объединения и создан единый Союз художников СССР (СХ СССР) — творческий союз, который, объединял советских художников и искусствоведов. Ведущие палехские мастера становятся членами СХ.
В 1933 году «Артель древней живописи» преобразуется в ТПО «Товарищество Палех» и вступает во Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств «Всекохудожник». (Ранее, 5 декабря 1924 года семь бывших художников-иконописцев: Голиков, Баканов, Маркичев, братья Зубковы, и братья Котухины образуют в Палехе «Артель древней живописи».)
Лозунг о том, что «искусство должно принадлежать народу», нашел во «Всекохудожнике» новое воплощение: предполагалось, что объединение станет массовой школой искусств для самых широких слоев населения, причем первоначально входящие в состав объединения артели могли свободно выставлять и продавать свои произведения. На Кузнецком мосту по такому случаю даже был создан выставочный зал в помещении бывшего пассажа, а позже — литературного кафе известного булочника Н.Д. Филиппова. Сегодня в этом помещении расположен Московский дом художника.
В состав «Всекохудожника» входила и фабрика «Лепка». Как правило, для изготовления бюстов и скульптур использовался гипс, который затем окрашивали — под золото, а чаще под бронзу. Однако, известно такое свидетельство оценки качества производимых «Лепкой» изделий — цитата из доклада правительственной комиссии по подготовке к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина в феврале 1936 года:
Наряду с бюстами и скульптурой, Всекохудожник занимался выпуском всевозможных агитационных и квалификационных знаков (например, знак парашютиста), в дизайне которых можно обнаружить влияние одного из главных мэтров объединения — художника А. Дейнеки.
В марте 1935 года «Всекохудожник» был передан в систему Наркомпроса РСФСР. Однако еще с 1932 года ведется разработка проекта собственного Изогородка «Всекохудожника». Городок должен был расположиться в районе Часовой улицы и включать в себя Скульптурный корпус, Изоучилище, бронзолитейную мастерскую, кузницу, многочисленные склады и выставочные площадки, а также общежитие для иногородних студентов.
Возведение Изогородка стало первым советским долгостроем и затянулось на все 30-е годы. В результате полностью были возведены лишь несколько зданий: общежитие, пятиэтажное здание Изоучилища (оно практически не успело поработать в полную силу из-за надвигающейся войны), а также Скульптурный корпус, который в те годы смотрелся весьма величественно.
Война положила конец истории Всекохудожника. Одно за другим у артели реквизировали помещения, да и самих художников разбросало по всей стране. В мастерских, по сведениям справочной книги «Москва» 1954 года, на четной стороне современной Часовой улицы, в том месте, где в 1930-х — 1940-х годах находились мастерские фабрики «Всекохудожник» отливали мины. Большинство московских и подмосковных заводов производили корпуса минометных мин.
В начале 50-х годов «Всекохудожник» был распущен уже официально, а принадлежавшие ему учебные корпуса передали другим организациям — в частности, НПО «Радий» и Институту математического моделирования. От старых зданий Изогородка сохранились лишь части двух учебных корпусов по Балтийской улице, а также здание бывшего общежития, давно ставшее многоквартирным домом.
Артельные куклы выпускали трех видов: собственно, кукол, кукол в национальных костюмах и кукол в форме грелок на чайник. Возможно, именно национальные костюмы привлекали некоторых покупателей. В зарубежной прессе в тексте с каталога 1944 г. про артельных кукол была написана следующая информация: «Советские девочки — набор кукол, который почти невозможно найти. Это группа красивых девочек из разных регионов России. Эти маленькие голубоглазые красивые девочки были сделаны в стране коммунистического серпа и молота в те времена, когда у рабочих Советского Союза были задачи просто титанические, надо было поднять страну из руин после гражданской, сделать страну индустриальной. Строились заводы, фабрики, школы, университеты, дома. На все это нужны были деньги. И куклы тоже добывали для страны валюту…
Ольга из Украины носит мягкие помпоны на своём причудливом головном уборе и причудливые полоски, которыми восхищаются сельскохозяйственные угодья. Щеки Анны пылают красным, как зимние яблоки под завязанным бархатным колпаком. Они из далекого Севера, может быть, из Владивостока.
В Старом Осколе, в библиотеке имени А.С. Пушкина в своё время открылась необычная мини-выставка. В экспозиции были представлены артельные куклы, изготовленные народным мастером Белгородской области Верой Алексеевной Ребровой.
В чём же необычность выставки? Ведь народные куклы, причем из разных уголков страны, уже прописались в зале краеведения благодаря совместному проекту сотрудников библиотеки и участников творческого объединения мастеров «Родное ремесло»...
Дело в том, что игрушки, с которыми нас традиционно знакомят мастера, родом из народа. В такие играли наши бабушки-прабабушки. А у артельной куклы история иная. Таких Тань и Вань в 30-х - 40-х годах выпускали в СССР, но в дома советских граждан эти куклы не попадали...
Главный библиотекарь отдела обслуживания Юлия Джурова рассказала:
— Над изготовлением кукол трудились художественные артели (отсюда и название). Туловище делали из ткани, набивали соломой или ватой, а в некоторых моделях внутрь вставлялся проволочный каркас. Лицо формировали из маски, которую обтягивали чулочной тканью — фильдеперсом. А затем к работе приступали мастера росписи, благодаря которым каждая кукла получалась индивидуальной и очень-очень милой. Ну, и, наконец, куколок одевали. Детали костюмов тщательно прорабатывались и полностью соответствовали национальным костюмам народов СССР.
Высота игрушки варьировалась от 8 до 40 см. Любопытно, что обувь иногда вывязывали из ниток, а в других случаях делали из «всамделишных» материалов: лапти — из лыка, сапоги — из ткани или кожи. Отдельных красоток даже снабжали украшениями: бусами, сережками, на которые шел и бисер, и искусственный жемчуг.
Увы, всё это великолепие производили специально для крупных международных выставок в Америке и Европе либо продавали в магазинах Торгсина, в основном, за валюту. Поэтому приобрести эксклюзивные игрушки могли только гости из-за рубежа. Говорят, коллекционирование артельных кукол было невероятно популярно в США, где даже выпускались каталоги с названиями и описаниями изделий.
И всё же артельная кукла не сгинула на чужбине. В наши дни благодаря усилиям коллекционеров и искусствоведов странницы и пастухи, девочки и мальчики, красотки и парубки возвращаются домой. Одну из самых значимых коллекций в России собрала Елена Елагина. Она не только находит кукол, но и реставрирует их, систематизирует находки и составляет подробные каталоги.
Возрождается и искусство изготовления таких кукол.
В начале прошлого, 2019 года, народный мастер Вера Реброва, увидела фотографию артельной куклы Сони.
— Мне очень понравилась эта кукла. Зацепило, что она игровая, просто очаровал её детский вид. И я захотела сперва просто для себя сделать такую куклу. Нашла в интернете фото в разных ракурсах, узнала, что её высота должна быть 10 дюймов, рассчитала пропорции. Самым трудным было вылепить модель головы и сделать по ней форму, - поделилась Вера Алексеевна.
Модель головы мастерица лепила из скульптурного пластилина. Форму снимала гипсовую. Потом, по этой маске сделала форму для лица.
— В артелях формы делали из проклеенной слоеной ткани в пресс-формах под высокой температурой. У меня так не получилось, и я использовала обычное папье-маше. Пришлось подбирать замену и фильдеперсу, которого сейчас не найти. Проблема в том, что тот материал был розовато-телесного цвета. Помните, как в песне: «в розовых чулочках»? Это как раз о фильдеперсовых изделиях... А сегодня «телесные» чулки и колготки скорее желтовато-бежевые, - рассказывает Вера Алексеевна.
Несмотря на все сложности, кукла получилась. Соню Вера Реброва одела в традиционный наряд нашей местности. За первой куклой последовала вторая, затем третья...
кукла Соня Хотя почти для всех кукол мастерица использует одну и ту же форму, каждая из игрушек индивидуальна — это достигается, в том числе, росписью. На изготовление одной куклы уходит несколько дней: процесс включает ряд этапов (например, нужно дать хорошо просохнуть клею). Ну а затем наступает время пошива наряда, все детали которого Вера Реброва делает вручную.
Уже в ноябре-2019 Вера Алексеевна представила свои работы на выставке в Москве, где заслужила высокую оценку коллекционера Елены Елагиной.
— Мы побывали в гостях у коллекционера. Елена очень щедро делилась всеми знаниями об артельных куклах, трепетно и с большой любовью демонстрировала свою огромную коллекцию, увлекательно рассказывая историю появления каждого экземпляра. Разрешила фотографировать и даже…позволила приобрести куколку «Странница», которая тоже представлена на сегодняшней выставке, - рассказывает руководитель объединения «Родное ремесло» Елена Ислентьева.
кукла странница ...Слушая рассказ мастериц, понимаешь: не зря кукол делали целой артелью. Ведь чтобы изготовить такое чудо, надо быть докой на все руки. Но Вере Алексеевне Ребровой всё удаётся. Она владеет разными видами и техниками декоративно-прикладного искусства: художественная роспись, обработка кожи, вышивка, войлоковаляние, лоскутное шитье, лозоплетение, изготовление тряпичной и авторской куклы. Многие ее работы находятся за рубежом в частных коллекциях в Корее, Польше, Германии, Франции.
— Сегодняшняя выставка — это результат огромного опыта мастера Веры Ребровой и её двухлетнего увлечения артельными куклами, - заключила Елена Ислентьева.
Кстати, во время презентации экспозиции Вера Алексеевна провела мастер-класс по изготовлению артельной куклы. Увы, из-за существующих противоэпидемических мер, на него не смогли попасть все желающие, так как число участников пришлось очень и очень ограничить.
Кукла в артельной технике 30х гг. Реплика на антикварную куклу Соню. выполнена мастером Демина Олеся Александровна. г. Уссурийск
Категория: Текстильные куклы мира | Добавил: Primorochka (19.06.2021)
Просмотров: 40
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Корзина
В корзине товаров: 0
Корзина

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2021